Декабрь, 2006. История питомника Petit Ami от владелицы - Wivi-Anne Olsen

Приз лучшего заводчика от Норвежского кинологического союза

 

Представляем вашему вниманию интервью с Виви-Анне Ольсен, владелицей питомника Petit Ami.

Мы в «NMK» (журнал Норвежского кинологического союза), разумеется, охотно присоединяемся к поздравлениям владельцу питомника Petit Ami в связи с присвоением ей в ноябре Приза лучшего заводчика от Норвежского кинологического союза на Корабле викингов.

 

Какие мысли пришли тебе в голову, когда ты узнала о получении этого столь желанного приза?

Собственно, никаких особых мыслей, подумала только, что, видимо, ошиблись адресом, так что еще раз проверила, все ли правильно на конверте. Убедившись, что с адресом все в порядке, я все равно никак не могла в это поверить. Однако на следующий день моему мужу перезвонили насчет организации банкета, чтобы отпраздновать это событие, и лишь тогда я поняла, что недоразумение исключено. «Фантастика» – вот, пожалуй, единственное слово, крутившееся в моем мозгу после того, как я осознала реальность происходящего. 

 

Когда ты начала заниматься разведением бишон фризе и какое животное-производитель сыграло наибольшую роль в твоей племенной работе по разведению?

Ну, когда начала... чтобы точно вспомнить, мне придется зайти на специализированный сайт («Dog web») – знаешь, годы идут, мне тогда было что-то около тридцати. Мне тогда казалось, что в этом возрасте пора уже спрятать зеркало, молодость прошла, но когда тридцать исполнилось уже моей дочери, то тут я поняла – да ничего подобного, все самое интересное в жизни еще впереди.

 

Первого бишона я завела в 1984 году. Мой муж был против белого карликового пуделя, мы тогда как раз держали двух больших пуделей, но мне хотелось завести песика поменьше. Я тогда сделала ошибку, подобно многим начинающим собачникам – купила собаку по объявлению в газете. Ее звали Белочка Эвита («Ch. White Sweet Evita») – громадная сука, которая терроризировала весь дом и, казалось, была создана для того, чтобы отбить у меня всякое желание продолжать заниматься этим делом. За нею последовали ее единокровные (от одного из родителей) братья и сестры, родившиеся у того же заводчика - Ханса Дранге – с них, собственно, все у меня и началось.

 

Отсчет следует вести, пожалуй, с собаки Int. N. S. Fin. Ch. Violar Exelent Raphsody – с нее начались первые победы бишонов, они начали выигрывать соревнования в группах и получать призы «Best In Show» в нашей стране. Многие из показанных там собак представляли потомство «Festus» – фантастической выставочной собаки, племенная карьера которой достигла своей вершины взятием «Best in Show» на международной выставке, организованной местным кинологическим клубом в Бергене. А затем, когда «Bamse» выиграл «Foll de Roll» – серия успехов была такой, что нам некогда было заезжать домой. К сожалению, в своих шоу качествах он зарекомендовал себя куда лучше, чем в плане разведения – это вообще был не столько племенной пес, сколько выставочный, но он навсегда остался в моем сердце как главное событие моей выставочной деятельности. С его именем были связаны первые победы, а такое не забывается, к таким животным отношение особое.

 

Нет, не сказать, чтобы он совсем не годился для разведения – его спарили с его бабушкой Int. N. S. Ch. Nollies Secret Dream, после чего ее снова повязали с Tsinfu’s Mystic Magic. Этим был дан старт моей карьере профессионального собаковода. Из этого помета мне досталась маленькая и, как сперва казалось, малозначащая сука по имени Нини (N. S. Ch. Petit Ami’s Ninon Nineth), но по своей племенной ценности это было что-то уникальное. От всех, с кем бы ее ни вязали, она давала великолепное потомство, сплошь чемпионов. От нее исходила такая энергия, с которой никто – ни до, ни после нее – не мог сравниться. Первый раз, когда пришло время ее вязать, никто не хотел предоставлять для нее кобеля – я многим предлагала, но у всех находились отговорки, чтобы избежать вязки.

 

И тогда мне пришлось выписать из-за границы кобеля, значение которого (во всяком случае, по моему убеждению) трудно было впоследствии переоценить. Он сыграл, пожалуй, ярчайшую роль в собаководстве Норвегии, если не всей Скандинавии. Это был N. S. Ch., NVC 91 Sergeant Pepper from Ligray. Когда мне нужно было вязать Нини, он был еще слишком молод, и не ясно было, захочет ли он этим заниматься, к тому же он был таким же мелким, как и Нини, так что я боялась, что щенки тоже получатся совсем небольшими. Но Нини необходимо было развиваться как производительнице, чтобы можно было рассчитывать на полноценное потомство, да и вариантов иных у меня тогда не было, кроме как этот вот Кевин. Так что выбирать было особо не из чего.

 

Но то, что получилось, превзошло все ожидания. Это был, пожалуй, самый знаменитый помет во всей Норвегии – из 4 щенков 3 стали призерами множества выставок, их звали N. S. Ch. Petit Ami’s St. Tian (хозяин – Рита Джонсен), N. S. Ch. Petti Ami’s Shira Della и последний, но только по времени рождения – Int. Nord. Dk. Ch. NV 93-94 – 99 Sv. 94 Petit Ami’s Starmaker. Эти три близняшки завоевали почти все, что можно на выставках чуть ли не всего мира.

 

Продолжая улучшать выведенную линию многочисленными «иностранцами», результатом чего, как правило, становится «приплод победителей» на наших отечественных выставках, я борюсь все же за максимальное сохранение исходных, местных корней этих собак в общей родословной.

 

Ты завезла целый ряд племенных производителей для улучшения породы. В какой последовательности ты выстроила бы их по значимости в селекционном процессе?

 

Я, в общем-то, уже ответила на этот вопрос выше. В первую очередь, это, конечно же, Кевин (N. S. Ch., NVC 91 Sergeant Pepper from Ligray), которому я, собственно, и обязана своими успехами, он столь многого позволил добиться, и, думаю, не только мне одной. Его доминирование в пигментации мы находим непревзойденным, он передавал потомству свой талант и недюжинный интеллект, казалось он готов умереть за победу, но, с другой стороны, заставлял беспокоиться за манеру движений, здесь он отнюдь не красовался, но эта сторона ни в коем случае не преобладала в нем, так что если бы у тебя была самка с хорошими движениями, то он бы своим доминированием этого качества не подавил.

 

А скажи, ты ведь занималась и экспортом болонок, благодаря чему Норвегия вышла на первые позиции в мире и стала законодателем мод по разведению этой породы? Есть что-то такое, чем ты особенно гордишься в этом плане?

 

Ну, разумеется, я экспортировала собак, две из которых стали чемпионами мира в своем классе, это конечно восхитительно, когда выведенное тобой способно подняться так высоко и завоевать всеобщие симпатии. Кстати, оба этих животные стали еще и лидерами в Международных соревнованиях. Это собаки – Petit Ami’s Do You Like me и Int. Multi. Ch. Petit Ami’s Perfect Angel – тоже сестры из одного помета с присоединившимся к ним позднее Spoiling the Party. Полное имя этого пса в Бразилии – Ch. Petit Ami’s Spoiling the Party, и теперь уже его потомство побеждает на международных выставках бишонов: это Multi. Ch. Happy Petit Ami’s Perfect Angel, которая к тому же была дочерью Starmaker. Сюда же можно отнести и сестру Braveheart – Am. Ch. Petit Ami’s Be Dazzler, ставшую первой чемпионкой Америки среди бишонов норвежского происхождения. Ну и, конечно же, победительницу «СС», и признанную лучшей сукой главной британской выставки Am. Ch. Petit Ami’s Va-Va-Voom, тоже дочь Braveheart. По правде говоря, мне одинаково дороги все выведенные и привезенные мной животные, но поскольку это, так сказать, моя витрина, то приходится жертвовать самыми лучшими из помета, даже теми щенятами, кого хотелось бы оставить лично себе.

 

Все бишоны, с которыми ты выходишь на ринг, блистают отменной формой и великолепно показывают себя. Можешь ли ты что-нибудь посоветовать новоиспеченным собаководам, какие качества следует в первую очередь развивать у бишонов прежде, чем выводить их в ринг?

 

Да, есть целый комплекс правил, и так много, что вряд ли получится все их здесь с лету выложить, но по конкретным вопросам – звоните мне и я охотно проконсультирую. Я держу салон для собак и даю курсы выставочного тренинга раз в неделю, уже лет 15, кроме того бесплатно делаю тримминг щенкам, которых свозят на выставки для продажи.

 

Каковы, по-твоему, наиболее характерные черты бишонов с точки зрения разведения и показа на выставках?

 

Самое главное для любой собаки, по-моему – ее душевное и физическое здоровье. Ведь никакие качества на свете уже не будут иметь значения, если собака бестолковая или пустая внутри. Вообще же, мой катехизис – это соответствие стандартам во всем. В моем воображение существует некая идеальная болонка, и я нахожусь в постоянном поиске собаки, которая была бы в совершенстве наделена всеми необходимыми свойствами и умениями – от походки до осанки. Разумеется, далеко не всегда удается совместить все в одном, но это идеал, к которому необходимо стремиться – мои собаки уже сейчас лучше всех в мире стоят и ходят по рингу, значит я на правильном пути. Идеального животного вывести пока не удалось, но наберитесь терпения, оно уже на подходе, ха-ха.

 

Думаю, главное мое достижение – я знаю, что имею, и знаю, что мне нужно, а еще то, что я познала анатомию этого процесса и научилась отбирать щенков независимо от породы.

 

Самое важное для меня – это целостность, соблюдение всех деталей. Нам нельзя об этом забывать, иначе мы потеряем бишонов как ценную декоративную породу. Какой смысл, скажите мне, в умении собаки хорошо ходить и ее красивом телосложении, если она теряет узнаваемость, становится похожей на другие породы? В то же время я не стремлюсь сделать из живого существа какую-то глянцевую картинку, не способную как следует передвигать лапками.

 

Как на твой взгляд, отличаются ли сегодняшние бишоны от своих собратьев, скажем, десятилетней давности?

 

Появилось немножко больше «экстрима», но вообще можно констатировать, что при всех тенденциях общая линия неизменна, она та же, что позволила вывести лучших представителей, недавних победителей выставок, с небольшими отклонениями и в лучшую, и в худшую стороны. В частности, изменения касаются пигментации, которая очень много значит для этой породы.

 

Как полагаешь, каким качествам должны уделять наибольшее внимание судьи при оценке курчавых болонок нынешнего поколения?

 

Что касается сегодняшней методики судейских оценок, то ей, как мне кажется, недостает более критичного взгляда на присутствие характерных деталей. Слишком часто судят «вообще» или судят владельцев вместо собак, упуская из виду такой существенный критерий, как идентичность породы. По большому счету, все судьи должны хорошо разбираться в анатомии, чтобы судить как следует. Но часто главенствует общее впечатление, как выглядит и ведет себя животное, а специфические особенности породы остаются на втором плане – что очень печально.

 

У нас разработаны специальные стандарты с очень широким диапазоном допусков в части размеров, но что касается пропорций – там все очень четко выверено. Бишон не должен быть слишком длинноногим, как пудель, но в то же время и не приземистым, в идеале он должен создавать ощущение квадрата от холки до хвоста – в этого, как я не раз убеждалась, никто и не знает. Шея по длине должна быть пропорциональна спине, но главное – бишон ДОЛЖЕН нести голову гордо и высоко – не производя впечатления повешенного, когда его ведешь на поводке.